К концу 8-го столетия и началу 9-го, славяне еще не поглотили культуру варинов. Ассимиляция варяги и русь начнется лишь в середине 9-го столетия. А пока, этот народ, несмотря на то что оставался отдельной общностью, получил от Карла Великого, правителя франков, законодательство, схожее с тем, что имели англы, известное как «Правду англов и вэринов или тюрингов». Однако, встречаясь с нарастающим влиянием франков и саксов, варины стали искать новые территории для основания поселений. Так, во Франции в 8-м веке возникает поселение Варангевилл, расположенное на берегах Роны в Бургундии, а к 915 году в Англии устанавливается город Вэрингвик. Название Варангерфьорд, отражающее варяжское наследие, до сегодняшних дней сохранилось в северной части Скандинавии, обозначая один из заливов.
В период с конца 10-го до начала 11-го веков, область, известная как Саксонская «Северная марка», также получала название «Марка Вэрингов». С 8-го по 9-й века, имена, такие как Варин, Вэрин и Варанг, стали широко известными по всему Европейскому континенту, что указывает на то, что группы варинов начали распространяться и адаптироваться в не свойственной для них культурной среде.
Процесс ассимиляции варинов начался примерно с середины 9-го века, когда на эти территории стали переселяться славяне. К концу того же века, славянский язык и культура стали доминирующими в этой области. Интеграция между варинами и славянами, вероятно, была частью более широкой борьбы местных народов против экспансии франков и саксов, а также других племен, обитавших у южных берегов Балтийского моря.
В тексте «Повести временных лет» упоминается уникальное название для переселенцев, известных как варяги-русь, они были отличны от скандинавов — не шведов, не норвежцев и не датчан. Исторические записи указывают на то, что эти переселенцы начали появляться в Восточной Европе примерно в середине 9-го века. Вместе с некоторыми группами русов, проживавших вдоль берегов Балтийского моря, включая остров Рюген и Восточную Прибалтику, варяги и русь двинулись на восток, остановившись в конечном итоге на восточном побережье Балтики. Это движение населения привело к возникновению их двойного наименования, как описано в древних летописях: варяги-русь, так как варяги, переселившиеся через море, получили это наименование.
Согласно различным источникам и мнениям ученых, лидером группы варягов-русь, которые прибыли к ильменским словенам с южнобалтийских территорий, был князь по имени Рюрик. Считается, что Рюрик происходил из одного из племен варягов, также известных как вэринги. Путешествие этой группы началось с ильменских словен, а позже они переместились к территориям Среднего Поднепровья. В средневековых генеалогических записях Рюрик вместе с братьями (Сивар и Триар, именованными в западноевропейском стиле) упоминается как потомок князя ободритского славянского племени Годлава (или Готлиба), павшего от рук датчан в 808 году. Древние авторы часто связывали происхождение ободритов с венедо-герульской линией, что отражает процесс слияния венедов и герулов со славянами, проявляющийся в смешении славянских и неславянских имен в княжеских родах.
Обсуждаемая нами родословная диаграмма, заимствованная из труда Самуэля Бухгольтца, немецкого писателя XVIII столетия, представляет исторический очерк герцогства Мекленбург и была опубликована в 1753 году. Важно отметить, что представленная версия родословной немного урезана: она не охватывает более поздние периоды, а именно те, что связаны с расширением германских земель и распространением христианства среди западнославянских народов, ограничиваясь XIV веком (подробности см. на странице 41).
Отдельно стоит заметить интересный факт касательно происхождения имени Рюрик, упомянутого в русской хронике. Его корни, с большой долей вероятности, уходят к названию кельтского племени, известного как «рурики» или «раурики». Предполагается, что это племенное наименование имеет связь с рекой Рур, что указывает на его кельтское происхождение, аналогичное тому, как имя звучало в древней Галлии.
В далекие времена, когда Юлий Цезарь направил свои легионы в Галлию, одно племя выбрало путь на восток, чтобы избежать завоеваний. С течением времени, люди, происходящие с побережья Рур, начали именоваться Руриком, что, возможно, стало их нарицательным именем или кличкой. Такие же корни имеют имена братьев Рюрика, отыскиваемые в кельтских корнях: Синеус, вероятно, происходит от кельтского слова, обозначающего старшинство, а Трувор намекает на порядок рождения, будучи «третьим по счету».
Рассказ о городах, основанных Рюриком в 9-м веке, таких как Ладога, Белое озеро и Новгород, подсказывает, что на тот момент варяги, известные как русь, общались на славянском языке.
Известно, что в верованиях древних русов, наследников варягов, центральное место занимал божество Перун. В историческом контексте, Олег Вещий, заключив договоренности с Византией в 911 году, обязался к присяге, следуя ритуалам своего народа, призывая в свидетели свое оружие и Перуна. Эта традиция поклонения божеству, имеющему сходные черты с Перуном, также присутствовала у балтийских народов, например, у литовцев, где его именовали Перкунасом. Культурная связь между древними славянами и регионом южных берегов Балтики оставила след в исторической памяти, укоренившись в традициях народов, населявших территории Киевской Руси, и продолжая влиять на их идентичность вплоть до современности.
Значительное число европейских памятников свидетельствует о широком распространении этого явления в странах Запада. Из всех отчетов выделяется мнение С. Герберштейна, посланника Священной Римской империи, который посетил Россию в начале XVI века. Он утверждал, что истинные предки варягов обитали на юге Балтики в Вагрии, населенной славянами-вандалами. Эти племена, по его словам, были сильны, говорили по-русски и следовали русским традициям и верованиям. Исходя из этих наблюдений, Герберштейн предположил, что русские, скорее всего, выбрали своих правителей из местных варягов, а не приглашали иностранных правителей, отличавшихся от них языком, верованиями и обычаями.
Визиты Герберштейна в разнообразные европейские государства, включая скандинавские и прибалтийские, такие как Дания и Швеция, обогатили его понимание истории этих регионов. Этот опыт дал ему основание для сравнения Вагрии с Россией, а не с Швецией. Историк В. Фомин указывает на литературный труд датского автора Адама Селлия, жившего в России начиная с 1722 года, где Рюрик и его братья происходят из Вагрии, что находит отголоски в произведениях французского писателя Ксавье Мармье. В его «Северных письмах», опубликованных в Париже в 1840 году, также отражены схожие предания, которые циркулировали среди славян Южного Балтика. Опираясь на свои заметки, сделанные в ходе посещения Мекленбурга, Мармье дополняет эту картину.
В девятнадцатом веке, среди преимущественно германизированных жителей Мекленбурга, что когда-то принадлежал славянам-ободритам, Мармье обнаружил древнее предание. Этот рассказ уходит корнями в балто-славянскую историю и связан с призванием на земли Руси трех братьев из знатного рода реригов-ободритов. По легенде, эти братья — Рюрик, именуемый Миролюбивым, Снвар, прозванный Победоносным, и Трувор, известный как Верный — отправились на восток и освободили местных жителей от угнетения. В результате их деяний, они основали династии в таких городах, как Новгород, Псков и Белоозеро, при этом их прибытие на русские земли отделяет целое тысячелетие от времени Мармье.
Исследования Г.П. Смирновой показывают, что Новгородские археологические находки ранних периодов включают элементы керамики, сходные с образцами, найденными на южном побережье Балтики, особенно в Мекленбурге. Это даёт основания предполагать, что через Волго-Балтийский путь происходило две значительные волны миграции с Запада на Восток примерно в конце 8-го и середине 9-го веков. Свидетельства этого глубокого взаимодействия между населением южного берега Балтики и Северо-Западной Русью подкрепляются не только археологическими находками, но и данными из антропологии, этнографии и лингвистики.
В 1977 году проведенные антропологические изыскания среди жителей Псковских озер выявили их принадлежность к западнобалтийскому этнотипу, характерному для населения юго-западного побережья Балтийского моря и областей от Шлезвиг-Гольштейна до прибалтийских территорий СССР. Исследования в области нумизматики подтвердили, что первоначальные торговые отношения между Русью и Балтийским регионом складывались не с Скандинавскими странами, а с южным Балтийским побережьем. Ученые вроде Д.К. Зеленина и И.И. Ляпушкина, а также специалисты в области археологии и лингвистики, обращали внимание на очевидные сходства в языке и культуре между Северной Русью и регионами вдоль балтийского побережья.
В исторических записях зафиксировано, что корни жителей Новгорода уходят к балтийским трайбам, что подчеркивает древность их происхождения из «варяжского рода». В эпоху после ухода из жизни Ярослава Мудрого, российские правители отказались от практики формирования воинских отрядов из варягов-наемников. Этот шаг привел к переосмыслению и расширению понятия «варяги» до обозначения любых лиц из западноевропейских католических стран.