Египетский Бог Тот

 

Почитаемая фигура божества

Египетский Бог Тот, изначально был известен как священный ибис, символизировавший начало половодья реки Нил и защитника от злых существ, а также воплощавший собой высшие человеческие добродетели.

В древности, на землях Египта, возвышалась почитаемая фигура божества, известного под разнообразными именами, включая Теут, Тут и Джехути, а также греческими обозначениями Θώθ и Θόουτ, предположительно происходящими от египетского ḏḥwty. Это существо олицетворяло интеллект, знание и небесное светило ночи. Его влияние простирается на сферы образования, а также на порядок в государственных и космических масштабах. Его величие укоренено в далекой древности, относя его к числу первоначальных божественных сущностей. Шмун, также известный как Эшмунен или Гермополь Великий, считался главным местом, где верующие возносили свою почтение этому богу, а символы, связанные с Тотом, включали ибиса и павиана, признанные священными зверями.

 

Хотя визуально Тота часто представляли в облике человека с головой ибиса, держащего в руках жезл и символ жизни анх, образы, приписываемые ему, были многообразны и разносторонни. Среди его многочисленных иконографических изображений, стервятник также занимал свое место.

Известно, что Маат воспринималась как божественная партнёрша Тота.

 

До того как Шампольон расшифровал древнеегипетские иероглифы, знания о боге Тоте базировались на записях античных учёных Греции и Рима. В 1724 году Яблонский опубликовал работу «Pantheon Aegyptiorum sive de di iseorum commentariius», оспаривая распространённое мнение о Тоте как о реальной исторической фигуре, вероятно, даже фараоне, и утверждал, что Тот был, скорее, мифологическим существом. Шампольон, несмотря на неорганизованность и устаревание доступных ему данных, стал первым, кто, используя египетские реликвии, выявил связь Тота с Луной и посмертной жизнью.

Карл Лепсиус сделал значительные открытия, изучая древнеегипетские реликвии, включая гравировки в гробницах Гермопольских номархов, публикацию Книги мертвых, и анализ Гермопольской огдоады, что обогатило знания о божестве Тоте. Долгое время эти находки не находили должного применения из-за убеждений египтологии в неизменности египетской культуры, что вело к смешиванию разнородных данных и равноправному сопоставлению свидетельств от древнегреческих авторов с информацией о периодах Древнего и Среднего царств.

Попытки понять Тота в исследованиях, таких как те, что проводил Бругш, сталкивались с проблемами точности, включая предположения, что Тот являлся лишь локальным аспектом божества Шу, а также имел связи с богами Хепри и Хнум.

 

Ранние представления

В давние времена, культ Тота зародился в городе Шмун, известном также как Эшмунен или Гермополь Великий, где он и приобрел основную популярность. В этом месте изначально почитали зайца, но со временем его место занял Тот. Из всех священных существ этого района, в том числе павианов, змей и восьми лягушек-божеств, павиан остался единственным, кто продолжал пользоваться почётом, и это уже в новом контексте, где он представлял самого Тота, особенно на церемониях, отмечаемых фараонами. В более старых мифологических традициях Гермополя, Тот считался первоначальным создателем этих восьми божественных существ.

Изначально, Египетский Бог Тот был известен как священный ибис, символизировавший начало половодья реки Нил и защитника от злых существ, а также воплощавший собой высшие человеческие добродетели. Его роль могла также включать астральные аспекты, где он играл ключевую роль в поддержании космического баланса. В текстах древних пирамид, Тот описывается как божество, стремящееся поддерживать фараона в загробной жизни, при этом фараоны активно искали его поддержки, хотя точные детали его участия в после смертных ритуалах остаются не до конца изученными.

 

Есть определенная неопределенность относительно того, был ли Тот ассоциирован с луной с самого начала его культа в Гермополе, или этот аспект появился позже. Тем не менее, представление Тота как божества, связанного с Луной, кажется логичным, учитывая, что в многих древних культурах лунные боги наделялись большим значением, часто даже превосходя солнечных богов. Эти божества традиционно ассоциировались с покровительством над людьми и животными, при этом зачастую их изображали обладающими мудростью.

В эпоху величия Древнего Египта, образ Тота эволюционировал, и он вознесся до звания величайшего божества мудрости. Он стал известен как тот, кто даровал человечеству знание письма, иероглифику и основы времени через создание календаря. Его величие отражалось в его роли как автора божественных текстов, защитника знаний и хранителя библиотек, а также как наставника магов, ученых и государственных служащих.

 

В более ранние времена, в рамках первобытных верований, Тот занимал место левого глаза бога Хора, который был ранен в битве против бога Сета, в то время как правый глаз представлял Солнце. В период правления Древнего царства, Тот приобрел статус самостоятельного божества, получив признание как предполагаемый потомок бога Ра. Однако, его продолжали ассоциировать с речью бога Птаха и считали сердцем Ра.

Тот, древнеегипетский божество, обладал глубокими познаниями во всех областях учения, и в частности, считался великим мастером магических искусств. В роли заместителя солнечного бога Ра, он также принадлежал к священной троице вместе с Птахом и Хором, которая со временем эволюционировала в культ Ра-Хор-Тот. Известный как божество слова, его высказывания имели силу приводить в движение реальность, что отражалось в его эпитете «властителя слов». Древнеегипетские мифы приписывают Тоту создание мира через мощь слова.

 

В качестве лунного божества, известного как «Серебряный Атон» в поздних периодах Египта, Тот управлял лунными циклами и был тесно связан с астрономическими и астрологическими практиками. Со временем, его роль как бога Луны стала передаваться Хонсу, сыну Амона, что только усилило его репутацию как покровителя мудрости и волшебства.

 

Время расцвета Древнего Египта

В течение династической эпохи происходило постепенное отступление от восприятия Тота как первоначального творца. Вместо этого, акценты сместились в сторону его вклада в создание письменности, его статуса как божества мудрости, а также его роли в поддержании равновесия между ночью и днём на заре существования вселенной. Египетский Бог Тот также прославился как несгибаемый судья в диспуте между Гором и Сетом, обладая неоспоримой справедливостью и непредвзятостью. Со временем, он практически заменил Осириса в качестве главного судьи загробного мира.

Более того, Тот был восхваляем как инициатор письменности, защитник архивов, библиотеки в Гермиополе и покровитель писарей.

В древнем египетском мифологическом иерархии Тот выделялся уникальным влиянием, превосходя даже Осириса и Ра властью. Его роль в ритуалах и церемониях была несравненной, он был инициатором и главным архитектором как священных, так и светских традиций. Его значимость в космическом порядке проявлялась в мониторинге космических и земных процессов. В роли летописца, Тот вступал в судебные дела загробного мира, играя ключевую роль в суде Осириса над умершими. Его статус в божественном собрании был увековечен благодаря его служению в качестве писца, хранителя записей и советника всевышнего бога Ра, и он неуклонно следовал за ним в его небесных странствиях в сопровождении Маат – богини правосудия и порядка.

В древнеегипетском тексте, известном как Книга мертвых, этот божественный существо играл ключевую роль, именуемое там как тот, кто записывает истину богов, имея в своем арсенале предметы для письма, такие как палетка и тростниковый стержень. Его также ассоциировали с созданием множества текстов, предназначенных для поминовения усопших.

 

Во время Третьего переходного периода

С течением времени, особенно в Эпоху Третьего промежуточного периода и с усиленной ролью Гермополя в политической жизни Египта, почитание Тота усиливается. Это приводит к возникновению и распространению новой версии творческого мифа, в котором Египетский Бог Тот, воплощенный в ибиса, откладывает яйцо, рождая из него солнечного бога, который получил разные имена: Ра, Хепри, Атум, Нефертум. Вариация этой истории представляет собой рассказ о сотворении Ра из Золотого яйца, которое оставил гусь.

В древности Тота уважали как того, кто обогатил духовную культуру, дав начало священным текстам, среди которых была и Запись о Дыхании. Игра в кости принесла Тоту победу, благодаря которой он обогатил календарный год пятью днями, ранее не существовавшими, тем самым увеличив год с 360 до 365 дней. Эти дополнительные дни стали временем торжеств, отмечаемых в честь божественных особ, в числе которых Осирис и Исида, а также их божественного потомства. Истории повествуют о том, что именно в эти дни родились пятеро богов, благодаря астральной удаче Тота, который обхитрил судьбу и предоставил богине Нут возможность родить вне обычного календарного цикла.

В древнем Египте считалось, что божество Тот является хранителем времени, приписывая ему введение системы его измерения через годы и месяцы, что принесло ему звание «повелитель временных просторов». В пантеоне богов он занимал место рядом с Хехом, также ассоциируемым с вечностью.

 

Священные животные

В культуре египтян, ибис и павиан почитались как священные твари, связанные с Тотом, причём ибис считался первичным и более архаичным символом. Хотя павиан также изображался в контексте этого божества, его значимость возникла позднее, и в самых ранних источниках он не упоминается. Ибис, восхищавший египтян своим умом, изяществом, размеренной ходьбой и грациозным полетом, стал символом Тота по множеству причин.

Древние египтяне считали ибиса символом божества, прежде всего из-за его диеты, состоящей из насекомых и ящериц, что делало его пользительным в их глазах. Интересно, что связь между жизненным циклом этой птицы и Луной также не ускользнула от их внимания. Это привело к тому, что слова «Ибис» и «Тот» стали использоваться как взаимозаменяемые, порождая разнообразные лингвистические игры.

 

Павиан, занимающий второе место среди священных животных, мог быть выдвинут на эту роль по нескольким ключевым причинам. Как предполагал Масперо, древние часто приписывали обезьянам человеческие качества, такие как способность к речи. Однако, среди причин также были и связь павианов с Луной, их избегание рыбы, которая была запрещена для жрецов, а также интересный факт о том, что египетское название павиана-гамадрила происходило от дублирования глагола «писать».

В некоторых случаях Тот представал перед нами в подобии мумифицированного человека, украшенного прядью волос Гарпократа и сопровождаемого символами Осириса, такими как месяц и полнолуние, и разнообразными предметами в его ладонях. Иногда Тот выбирал образ павиана для своего воплощения, что объяснялось высокой интеллектуальной оценкой этого животного в древности. В текстах, описывающих посмертные обряды, таких как Книга мертвых, павиан играет ключевую роль, занимая место среди весов, где взвешивалась человеческая душа. Однако самым примечательным было его изображение в виде человекоподобного существа с головой ибиса, держащего в своих ладонях символы власти и жизни — скипетр и анх.

Генрих Карл Бругш утверждал, что павиан не только воплощал Тота, божество баланса, но и символизировал оба равноденствия: весеннее и осеннее. Эта связь с циклами природы также находит отражение в астрономических ассоциацияциях, когда изображения павиана украшены лунными символами, в частности, полумесяцем и диском на его голове. В его обязанности входило следить за балансом на весах и информировать об этом Тота. Черты павиана как представителя Тота, особенно его роль писца божественных слов, подчеркиваются изображениями, где он держит палетку и письменный тростник Тота, получая титулы, упомянутые выше.

Тот, известный как хранитель времени и летописец, часто изображался в различных атрибутах, отражающих его многогранную сущность. На ряде изображений он предстает с символом полумесяца на голове, что подчеркивает его связь с измерением времени, в то время как другие рисунки показывают его в короне Хемхемет, украшенной такими элементами, как кобра, рога и солнце. Это отражает его божественное происхождение и власть. Изображения Тота также могут включать двойную корону, символизирующую единство Юга и Севера, что подчеркивает его важность в египетской культуре. Кроме того, некоторые изображения демонстрируют его ассоциации с богами Ин-Хера и Шу, на голове у Тота могут быть короны, характерные для этих божеств, что подтверждает его роль как воплощение различных аспектов божественного.

В эпоху фараонов, когда Египет был окутан мистикой и тайнами, существовал божественный покровитель искусства письма и волшебства, великий Тот, чьё происхождение ведёт к Хекат и Хнуму. Его образ ассоциировался с ибисом и павианом, что отражалось в иконографии. Загадочная Сешат, богиня записей, часто упоминалась как потомок Тота, расширяя его божественное влияние.

 

Египетский Бог Тот не был одинок в своём величии, ведь ему служил павиан по имени Астенну (или Истен), который играл роль наблюдателя на суде Осириса в темных уголках Дуата и иногда даже сливался с самим Тотом. Цари древнего Египта, искавшие отражение своего величия в имени этого бога, включали его имя в свои титулы. Так, фараон из XVI династии времён Второго переходного периода принял для себя имя, идентичное имени Тота — Джехути. А в XVIII династии четверо могущественных фараонов, Тутмосиды, в том числе знаменитый Тутмос III (Джехутимесу III), также удостоились чести включить его имя в свои регальные имена, подчёркивая свою связь с божественной мудростью и магическими силами.

Эшмунен, именуемый Шмуном и более известный как Гермополь Великий, славился как главная святыня, посвященная Тоту, где возвышался его превосходный храм. Во времена Древнего Египта, почтение к этому божеству не ограничивалось одним местом, его святилища разбросаны были по всей стране, в том числе в таких городах, как Бахе, Пер-абе и многих других. Интересно, что в период Третьего промежуточного царства и во времена Позднего царства, Гермополь приобретает статус столицы, что способствует расцвету и расширению влияния культа Тота. Проявлением этого богатства культа является массовая мумификация ибисов, посвященных Тоту, в Гермополе.

В древнеегипетской вере региональные формы почитания богов были характерны, и особенно значимым считался почет Тота в городе Гермополис. Этот город был известен как центр его обожания. В древности, Тотготп I, высокопоставленный чиновник Гермополиса, носил звание, подчеркивающее его связь с божеством: он именовался «великим среди пяти в святилищах Тота в обеих землях». Это звание отражает важность и долговечность культа Тота, поскольку даже спустя две тысячи лет в Идфу жрец Солнца также удостоился титула, подчеркивающего его высокое положение и роль в ритуалах, связанных с Тотом.

В древних египетских городах, главные священники часто носили звания, отражающие связь с главными божествами, принадлежащими к местному пантеону. Например, в Мемфисе высший жрец имел престижный статус, который переводится как «глава всех строителей», тогда как его коллега в Танисе гордился титулом, подчеркивающим его роль как «хранителя истины». Таким образом, в Гелиополе, когда упоминается «пятерка», это относится к божеству Тоту и четырем другим членам местной элитной группы богов, известной как огдоада. В Гермополе, почитание Тота было настолько значительным, что одному из его районов было дано название в честь «огненного озера», священного символа, и вероятно, рядом с этим местом располагался некрополь, служащий последним прибежищем для усопших.

В древнеегипетском рукописи, известном как Папирус Харриса, который содержит последнюю волю фараона Рамсеса III, особое место занимает уважение, оказываемое Тоту. В этом документе упоминаются щедрые подношения, врученные не только городам Фивы, Мемфис и Гелиополь, но и внушительный перечень даров, предложенных богам, среди которых Шу и Тот. При этом Тот выделяется не только более обширным описанием почестей, но и более крупными жертвоприношениями по сравнению с местными божествами вроде Хнума и Хатхора. Из текста ясно, что Рамсес III особо почитал Тота, построив ему величественный храм и обеспечив его рабами и богатыми дарами.

В эпоху, когда Моисей был знаменит, появилась мозаика в Сиенском кафедральном соборе, датированная 1480-ми годами, отображающая Гермеса Меркурия Трисмегиста. В древней Греции покровительством над мудростью владела Афина, а не мужское божество, что привело к ассоциации Тота с Гермесом, несмотря на то что Гермес изначально не ассоциировался с такими функциями. Это слияние египетской и эллинистической культур породило миф о Гермесе Трисмегисте, известном как «Трижды Великий», который стал ключевой фигурой в герметических учениях и считается мифическим отцом алхимии.

Этот также установил ассоциацию с Меркурием Римского пантеона.

Оцените статью
Исторический блокнот
Комментарии к статье - Египетский Бог Тот