Гор, также известный как Хор или в более устаревших текстах как Горус, представляет собой замечательную фигуру сокола, символизирующего небо и солнце…
В древнеегипетской мифологии, Гор, также известный как Хор или в более устаревших текстах как Горус, представляет собой замечательную фигуру сокола, символизирующего небо и солнце. Его имя, означающее «высота» или «недостижимый», подчеркивает его божественную суть и связь с небесными высотами. Его изображения чаще всего встречаются в двух образах: либо как сокол, либо как человек с головой сокола, одетый в фараонские регалии.
Чудесное появление на свет Гора было результатом союза его родителей, Исиды и Осириса. После того как его отец был предательски убит его дядей Сетом, Гор получил от отца задание отвоевать трон, к чему он и стремился. В этой борьбе за власть Гора поддерживал его сводный брат Анубис, бог мумификации, чей происхождение таит в себе трагическую историю о том, как он был оставлен своей матерью Нефтидой в камышах, чтобы спасти от гнева Сета, но впоследствии был найден и взращен Исидой благодаря помощи собак.
В мифологии древнего Египта существует сложная семейная структура богов, где Хор, известный в различных обликах, происходит от разнообразных божественных сущностей. Например, Гор считается потомком Ра, в то время как Хор Хекенский является потомством Нефертума и Баст. Союзником Гора по супружеству является Хатхор, хотя в отдельных легендах роль его жены приписывается Селкет, богине-скорпиону.
Гор также имеет четверых сыновей, которые несут на себе роль защитников Осириса и считаются опорами Шу. Эти сыновья также ассоциируются с звездами созвездия Большой Медведицы. Особо примечательным является гелиопольский миф, рассказывающий о зачатии и рождении Гора, в котором Исида, при помощи Анубиса или Тота, воссоединяет разделенное тело своего супруга Осириса, разрубленное Сетом. Анубис, в свою очередь, применяет бальзамирование, создавая тем самым первую мумию.
В одной из легенд утверждается, что Гор появился на свет или был зачат еще до кончины своего отца. В альтернативном повествовании говорится, что Исида стала беременной, воспользовавшись плодом дерева судьбы, которое чаще всего ассоциируется с виноградной лозой. Однако более распространенной является версия, согласно которой Исида зачала чудесным образом от кратковременно воскрешенного Осириса. Для этого Исида, приняв облик коршуна — священной птицы Хат, с распростертыми над мумией Осириса крыльями, произнесла заклинания, что привело к ее беременности. В результате этих событий на свет появился Гарпократ, который был ошибочно выделен Плутархом в отдельное божество, не зная, что это второй, слабый сын в виде Гора.
Рожденный в миссии мести за утраченного отца, Гор претендует на роль законного преемника престола Осириса, считая себя его настоящим наследником. В белых сандалиях он направляется к сражению с Сетом, стремясь добиться через суд богов осуждения своего противника и восстановления в правах на наследство отца. Эта судебная борьба, затянувшаяся на восемь десятилетий по одной из версий легенды, завершается признанием Гора законным наследником престола Осириса, после чего бог Тот фиксирует этот вердикт, возвращая ему царство.
После того как Гор одержал победу над Сетом, он оживил своего отца, позволив ему проглотить свое волшебное око. Вопреки ожиданиям, Осирис не вернулся в мир живых, а выбрал остаться владыкой подземного мира — Аменти, тем самым передав правление земными делами Гору.
В древнем Египте Гор был символом и защитником царской власти, а его имя было частью королевских титулов. Фараон, правящий землями, считался земным воплощением Гора, что подчеркивало его божественное происхождение и связь с небесами.
Культ Гора был широко распространен по всему Египту. Его особенно чтимым местом поклонения был Летополис, расположенный неподалеку от Мемфиса, и город Эдфу. Также в Шедену, на территории Восточной Дельты, поклонялись Гору с Двумя Глазами, что подчеркивает многогранность и всепроникающее влияние этого божества в культуре и религии древнего Египта.
В древнеегипетской мифологии фигура Гора представляется через различные обличья, каждое из которых имеет своё уникальное значение и происхождение. Среди них выделяются Харвер, известный также как Хор Старший или Хор Великий, который объединяет в себе черты Хора-сокола и Вера, становясь первоисточником для всех других его вариаций. Далее, Гарпехрути представляет собой младенческую форму Гора, а Хоремахет или Гармахис символизируют его как владыку неба, царского величия и солнца. Хорахти, известный как небесный Хор, также играет важную роль в этом пантеоне.
Со временем, Хармахис и Хорахти начали ассоциироваться с Хепри, и к завершению эпохи Древнего царства их воспринимали как воплощения бога Солнца Ра. В период Среднего царства произошло слияние поклонения Хору с культом Херишефа, что свидетельствует о постоянной эволюции религиозных представлений в древнеегипетской культуре.
В эпоху античности, многие греческие писатели описывали Гора как потомка Осириса, божество из египетской мифологии. Интересно, что Геродот сравнивал его с Аполлоном. Даже созвездие, ассоциируемое с Гором, греки именовали как Орион.
В дополнение, в рамках религиозного синкретизма, Гор часто упоминался в связке с Ра, образуя единство Ра-Горахти. Это явление было весьма распространенным.
С течением времени, связь Гора расширилась до его идентификации с Аресом, что, в свою очередь, привело к ассоциациям с Марсом.