Правитель Египта Сет — это божество, которое ассоциируется с несколькими мощными и темными аспектами природы и человеческого бытия, включая бури, войну, разрушение, а также смерть и хаос
В древних египетских верованиях, Сет — это божество, которое ассоциируется с несколькими мощными и темными аспектами природы и человеческого бытия, включая бури, войну, разрушение, а также смерть и хаос. Изначально Сет был воспринят как защитник и покровитель, особенно в контексте солнца-Ра и царственной мощи, находя его отражение даже в именах фараонов. Он изображался как могучий воин с огненными красными глазами, уникальный своей способностью побеждать Апопа, мифического змея, символизирующего угрозу и тьму, стремящегося захватить Ра в темных водах подземного мира.
Однако, со временем, восприятие Сета менялось, и он начал ассоциироваться с злом в борьбе против Гора, отражая дуализм добра и зла. Эта конфронтация породила образы, в которых Гор и Сет объединяются в одно существо с двумя головами, Херуифи, символизируя слияние противоположностей. Со временем Сет превратился в символ врага, но также оставался покровителем для иностранцев и отдаленных земель, подчеркивая его двойственную роль в египетской мифологии.
Сет, сын Нут, богини небес, и Геба, властелина земли, был младшим в семье, к которой также принадлежали Осирис, Исида и Нефтида. Последняя не только была его сестрой, но и стала женой, благодаря чему у пары появился сын Анубис, хотя эта информация известна лишь из одного источника.
Согласно некоторым поверьям, местом его появления на свет был район около Су, расположенного в оазисе Файюм. По преданиям Гелиопольской космогонии, его рождение было необычным: он якобы прорвался из бока своей матери, Нут. Этот день, за три дня до наступления Нового года, традиционно считался в Египте временем неудач, и люди избегали заниматься важными делами.
В список жен Сета входили не только Нефтида, но и другие божественные особы, такие как Таурт, а также богини из угарито-финикийской мифологии — Анат и Ашторет, среди прочих. Сет давно стал символом мужской сексуальной энергии в культуре древних египтян.
Находка, датируемая эпохой Накада I и обнаруженная в гробнице на территории эль-Махасны, представляет собой резной артефакт из слоновой кости, на котором зафиксировано древнейшее известное изображение божества.
Сет, божество, часто изображаемое с особенностями осла, включая длинные уши и красную гриву, а также глаза красного цвета, символизирующего смерть или безжизненный песок пустыни, характеризуется как трубкозуб. Впрочем, встречаются иные вариации его изображения.
Изображения Сета могут включать в себя образы разнообразных животных, например, крокодила на рельефах юго-западного зала храма Хатхор в Дендере, гиппопотама на папирусе Жумиляка, змея на рельефе в храме Рамсеса II в Асуане. К тому же, существует изображение, где гиппопотам облачен в шкуру крокодила, увековеченное на фреске в гробнице Ментухотепа. Однако не существует непреложных доказательств того, что все эти изображения действительно изображают Сета.
В давние времена существовал рассказ о том, как Сет, превратившись в черную свинью, напал на Гора, попав ему в глаза своей слюной. Этот акт привел к тому, что свиньи стали символом нечистоты, хотя в древние времена изображения богини Нут в образе свиньи, окруженной поросятами, символизирующими звезды, были вполне обычным явлением.
Образ существа, ассоциируемого с Сетом, дошел до нас благодаря находке булавы, принадлежащей царю по имени Скорпион. Этот символ, известный в египетской письменности как «зверь Сета», использовался как ключевой элемент в словах, обозначающих понятия «дикий», «злой» и «свирепый». Со временем, подобное существо, напоминающее «зверя Сета», обрело новую жизнь в арабских легендах, где его стали называть «салава».
В древнеегипетской мифологии, история представляет собой запутанную сеть отношений между богами. Одним из ярких примеров является любовный треугольник между Нефтидой, Сетом и Осирисом. Нефтида, жена Сета, втайне влюбилась в Осириса, брата Сета. Чтобы скрыть свою страсть, она обманом стала похожа на Исиду, жену Осириса, и от этого союза появился Анубис. Анубис, чей отец, согласно разным источникам, мог быть как Осирис, так и Ра, или даже Сет, был оставлен в зарослях камыша его матерью, опасавшейся гнева своего мужа. Исида, используя помощь собак, нашла младенца.
Что касается самого Сета, его изображали в виде различных животных, что делает его образ особенно зооморфным и многогранным. Не существует консенсуса относительно того, какое именно животное лучше всего олицетворяет его. Однако среди животных, которые считались священными для Сета, были осёл, который занимал особое место, а также свинья, которая считалась «отвращением для богов», антилопа и окапи, известный также как лесной жираф.
В древней версии мифа, Сет, желая мести своему брату, поджидал Осириса во время охоты, чтобы убить его. История со временем обрастает деталями: сообщается, что в его замыслах участвовали еще семьдесят соучастников. На фоне одного из празднеств, Сет придумал хитроумный план с саркофагом, который он предложил в качестве подарка тому, кто идеально в него поместится. Как только Осирис лег внутрь, саркофаг был мгновенно закрыт и заблокирован заговорщиками, после чего его сбросили в воды Нила. В мемфиской версии событий, тело Осириса пробыло в воде три дня и три ночи, став пищей для рыб. В результате этих событий Сет занял трон.
После трагической смерти своего супруга, Исида приняла образ скорбящей вдовы: сократила свои локоны и оделась в одежды, символизирующие горе, чтобы начать поиски тела Осириса. В этом ей оказывала поддержку Нефтида, которая сбежала от своего мужа Сета. Когда они обнаружили останки Осириса, они спрятали их в болотистой местности около Буто, чтобы в уединении выразить свои чувства. Однако Сет обнаружил тело и жестоко разделал его на части, разбросав их по всему региону Дельты.
В тайне от всех, Исида родила сына от Осириса, Гора, и, стремясь защитить его от мести Сета, отправила его в плавание по Нилу в корзине. В его воспитании участвовала божественная опекунша Рененутет, пока Гор не достиг возраста силы и мужества, что символизировало его готовность открыться миру. Вдохновленный духом своего отца, Гор захотел отомстить за Осириса и встал на путь мести.
За престол вели борьбу Гор и Сет на протяжении восьмидесяти лет, при этом Исида, поддерживая своего сына Гора в этом противостоянии, иногда помогала и Сету, движимая сестринской любовью. В одной из битв Сет лишил Гора глаза, который позже стал известным амулетом уаджет, в то время как Гор ответил кастрацией, отбирая у Сета часть его божественной сущности. Существует поверье, что в ходе этих сражений передняя лапа Сета, отсеченная от тела, была отправлена в северное небо, где боги заковали её в золотые цепи и поручили гиппопотаму Исиде Хесамут охранять это место.
В древности, когда Сет превратился в пантеру, божественное собрание приговорило его к сожжению. Однако Анубис, совершив акт лишения Сета его звериной оболочки, облачился в неё, обозначив на коже уникальным символом свою присутствие, прежде чем отправиться в священные пределы усыпальницы Осириса.
В эпоху, когда Гор одержал верх над Сетом после долгих раздоров, он заложил фундамент для города Эдфу. В этом месте воздвигнут храм в честь Гора, стены которого украшены историями правления фараона Цезариона, изображающими вечную борьбу между двумя божествами.
Сет и Гор, оба, были величественными покровителями царской власти во времена Древнего царства, как это отображено в древних текстах и титулах фараонов II династии. Их имена вместе символизировали величие и мощь правителя, что воплощено в преклонении перед их величием в Малом храме в Абу-Симбеле, где они вместе коронуют Рамсеса II.
Во времена господства гиксосов в Египте, правитель Египта Сет был приравнен к Ваалу, божеству гиксосов, и Аварис, египетская столица, стала ведущим центром его поклонения. В эпоху начала Нового царства, имена, связанные с Сетом, такие как Сети и Сетнахт из XIX династии, все еще были популярны, причем Сет часто упоминался как «могучий». В мирном договоре между Рамсесом II и хеттами, Сет был упомянут наравне с божествами хеттов.
Интересно, что артефакты с изображением животного, ассоциируемого с Сетом, начали появляться еще в Додинастический период, особенно во времена Накады I (3800-3600 гг. до н.э.), и были обнаружены в районе Накады.
В прошлом Сет, как божество, связанный с металлами, наряду с ролью защитника северной части Египта, не ассоциировался с тёмными аспектами. Однако, до того как Египет был объединён под властью фараона Нармера, сторонники Сета и Гора вступали в конфликт за доминирование. Гор, одержавший победу, был возвышен и его имя стало неотъемлемой частью королевского титула. В изображениях Гор всегда представлен ведущим перед Сетом. По мере угасания Древнего царства, образ Сета претерпел трансформацию из образа мощного покровителя бога Ра в фигуру, олицетворяющую зло, сохраняя при этом свои исходные атрибуты.
Вопреки своим действиям, включая убийство Осириса и поражение в споре, правитель ЕгиптаСет не был воспринят древними египтянами как символ зла или враждебности, в отличие от таких существ, как змей Апоп или крокодил Мага. Он продолжал играть ключевую роль в южном Египте, управляя силами ненастья и песчаными бурями и сохраняя почетное положение в среде Рамсессидов благодаря своей воинской доблести и смелости. Сет особенно известен своей ролью в борьбе против змея Апопа, где он один защищал Солнечную ладью, как это описано в папирусе Жумиляк, подчеркивая его значимость как защитника.
Начиная с эпохи, следующей за Третьим переходным периодом, и преимущественно во времена правления Птолемеев, возвышение культа Гора привело к тому, что Сет стал воплощением зла, превратившись в олицетворение вселенской ненависти и вражды. Ранее, в местах таких как Омбос (рядом с Накадой), Ком-Омбос, Гипсела, а также в оазисах Дахла и Харга, и особенно в северо-восточной части дельты Нила, поклонение Сету процветало. В оазисе Дахла культ Сета сохранял своё влияние до XXII династии, где даже был оракул, посвящённый ему. Однако к XXVI династии правитель Египта Сет начал ассоциироваться с чистым злом. В Папирусе Анастаси II описываются события, относящиеся к временам Рамзеса III, подчёркивающие этот переход.
Рамзес III, известный своими величественными постройками, возвел укрепленную резиденцию, прозванную «Великий в победах». Этот дворец, раскинувшийся на землях между Речену и Тамери, не только богат запасами и пищей, но и гармонично вписывается в окружающий ландшафт, напоминая по своему устройству Гермонтис. Его размеры и величие сопоставимы с Хут-ка-Птахом. Дворец окутан атмосферой мифологии: солнце взлетает и опускается по его граням, словно обходя горы света. Люди со всех уголков приходят здесь обосноваться, влекомые его магнетизмом.
Четыре божественных храма обрамляют город: с запада чествуют Амона, с юга — Сета, Астарта встречает рассвет на востоке, а Уто стоит на страже севера. Сам дворец, центральная жемчужина города, возвышается могучим, как небесные горы, став символом защиты и мощи. В этой резиденции Рамзес III занимает место, достойное богов: он — «Монту в Обеих Землях», вершащий судьбы как «Господин Солнце» и визирь, привносящий благосостояние в Египет.