Изобретение письменности имело огромное значение для Древнего Востока. Во времена Среднего царства в Египте, власть сорока номархов значительно усилилась. Фараоны Сенусерт I и его сын Аменемхет III пытались заменить наследственных номархов своими ставленниками, но столкнулись с сильным противодействием. Эти сложные отношения между центром и номархами подтверждаются не только политическими мероприятиями, но и архитектурой искусства. Например, можно сравнить царские усыпальницы и гробницы местных властителей. Однако, несмотря на властные попытки фараонов, многие захоронения фараонов Среднего царства были довольно скромными сооружениями, сложенными из необожженного кирпича. Это свидетельствует о том, что власть и богатство в Древнем Востоке были распределены не только по наследству, но и во многом зависели от политической ситуации и личных усилий правителей. Письменность играла важную роль в этом процессе, позволяя фиксировать правовые акты, торговые сделки и другие важные документы. Она была инструментом власти и средством коммуникации между центром и провинциями. Изобретение письменности стало одним из ключевых факторов, определяющих дальнейшее развитие Древнего Востока.
Царские подданные имели не только скромные погребения, но и пышные гробницы, высеченные в скалах. Эти гробницы были настоящими резиденциями, в которых хранились не только дорогие вещи, но и «резервные головы» — их стены были покрыты комплиментарными «автобиографиями» вельмож, реалистически изображающими богатство и могущество погребенных.
Фараоны были заинтересованы в укреплении своей власти, и поэтому они активно поддерживали и усиливали средние слои населения. Интересно, как этот процесс нашел свое отражение в погребальных надписях и рисунках. Люди скромного положения, подражая высокопоставленным покойникам, даже добавляли к своему имени слово «житель» или «жительница» города, чтобы показать свою принадлежность к привилегированным слоям. Но такие попытки вызывали насмешки представителей этих слоев, которые считали это несолидным и неуместным.
Развитие среднего слоя населения Древнего Египта, а также децентрализация власти, сыграли ключевую роль в расцвете литературы этого периода. Одним из самых ценных памятников этого «золотого века» являются «Странствия Синухе» — произведение, полюбившееся как египетским писцам, так и современным египтологам. Оно было широко читаемо, цитировалось (включая храмовые надписи), переписывалось в учебных целях и просто для эстетического удовольствия. Большинство литературных произведений Древнего Египта дошло до наших дней благодаря копиям, созданным в период Нового царства (XVI — XI вв. до н.э.). Однако, «Странствия Синухе» значительно старше и сохранились в виде двух папирусов, датируемых Средним царством.
Благодаря развитию среднего класса и распределению власти, Древний Египет стал центром культуры и литературы. «Странствия Синухе» были одним из самых популярных произведений того времени и продолжают быть объектом изучения и восхищения в современности. В этом эпическом романе рассказывается о приключениях Синухе, который вынужден бежать из своей родной страны, после того как убивает принца. Это произведение показывает богатство и многообразие древнеегипетской культуры, а также глубину и сложность человеческой души.
Хотя многие литературные произведения Древнего Египта были утеряны со временем, «Странствия Синухе» смогли сохраниться на двух папирусах времен Среднего царства. Это свидетельствует о значимости и популярности этого произведения в течение нескольких столетий. Открытие и изучение этих папирусов позволило углубить наше понимание культуры и истории Древнего Египта, а также пролить свет на жизнь и мысли египетских писцов и их восхищение «Странствиями Синухе».
Вероятно, во время Среднего царства, Синухе оказался в довольно опасной ситуации. Как дворцовый служитель сравнительно невысокого ранга, он был свидетелем разговора гонцов оппозиции с одним из царских сыновей. И вот тут-то он понял, что находится между двух огней и его жизнь может быть под угрозой. Не только гонцы оппозиции могли попытаться уничтожить его, но и царская семья, возможно, не доверяла ему. Эта неустойчивая атмосфера грозила ему смертью от обеих противоборствующих сторон. И вот, начались его странствия…
Так что, несмотря на его фиктивные титулы, Синухе на самом деле был простым дворцовым служителем, который оказался в крайне неприятной и опасной ситуации. Именно эти обстоятельства вынудили его покинуть свою родину и отправиться в долгое путешествие в поисках безопасности и новых приключений. И, конечно же, на протяжении своих странствий, он столкнулся с множеством опасностей и испытаний, которые только укрепили его характер и дали ему новые знания и опыт. В конечном итоге, это путешествие стало для него не только спасением от возможной смерти, но и личным развитием и открытием новых горизонтов.
В XVIII-XVII вв. до н.э. в Египте наступила сложная внутренняя ситуация. Особую угрозу представлял племенной союз гиксосов, который сформировался на просторах Южной Палестины, Северной Аравии и Синайского полуострова. Это было нечто новое и опасное для Среднего царства Египта. Однако, несмотря на возникшие проблемы, история Египта продолжала развиваться. И в это время, в тяжелые времена, родился Синухе — человек, который принес великую честь своей стране. Он отправился в путешествие за границу, посетил множество стран, и везде его встречали с почетом, как представителя великой египетской цивилизации. Его достижения привели к тому, что он занял высокое положение в обществе. И когда он, наконец, вернулся на родину, его встретили с благосклонностью и он стал новым фараоном, который внес важные изменения в Египетскую империю.
Более ста лет продолжалось неустойчивое правление иноземцев, гиксосов, которые захватили контроль над Египтом и его окрестностями. Административным центром нового государства стал город Аварис, расположенный в восточной части Дельты, современный Тель-Эль-Даба. Одновременно с гиксосами правили и фиванские фараоны, что создавало дополнительные сложности в управлении страной.
Однако войска Египта под командованием Яхмосе I, основателя XVIII династии, решили не мириться с гиксосским господством. Они смогли захватить город-крепость Аварис и изгнать иноземцев из страны. Это стало началом конца гиксосского государства, которое пала под сокрушительными ударами египетских войск.
Таким образом, развалившись гиксосское государство, на смену ему пришло новое образование — Египетская империя. Это был период, когда Египет вновь стал мощной и процветающей державой, занимающей значительные территории, включая Синайский полуостров, Палестину и Сирийскую степь. Империя стала символом мощи и величия Египта, а египетские фараоны стали воплощением власти и богатства.
Приемный сын Хатшепсут, Тутмос III, полностью восстановил экспансионистский характер внешней политики Древнего Египта. Он совершил 17 походов в Азию и стал величайшим фараоном-завоевателем. Его империя простиралась с севера на юг на 3200 км.
Среди сотен известных правителей Древнего Египта подавляющее большинство составляли мужчины. Египтяне рассматривали царствующих женщин как нечто противоречащее традиции, согласно которой фараон — сын бога — прежде всего мужественный, сильный воин. Можно только догадываться, какими незаурядными качествами должна была обладать царица Хатшепсут, которая короновалась как законный фараон и при прямом наследнике мужского пола Тутмосе III управляла страной более 20 лет.
Ослабление империи, вызванное смертью Аменхотепа, привело к смуте в стране. В этой череде властителей, следующих за Тутмосом III, особенно выделяется Аменхотеп IV — самый удивительный фараон. Он совершил решительные действия, которые подорвали могущество фиванского жречества и знати. Аменхотеп IV установил культ единого бога Атона, бога солнечного диска с лучами-руками, дарующими людям жизнь, радость, любовь и истину. Но после его смерти все вернулось к прежнему: имя фараона-реформатора было стерто во всех храмах. Тем не менее, память о нем сохранила его жена — знаменитая Нефертити.
Новый период в истории Египта, известный как Новое царство, принес с собой не только политические перемены, но и экономические изменения. Однако, это не означало, что страна полностью отказалась от своих традиций и принципов. На протяжении VII — VI веков до н.э., Египет продолжал сохранять основные принципы экономики Нового царства. В это время, страна вступила в эпоху железного века, что сильно повлияло на ее развитие. Но даже после завоевания Александром Македонским в 332 г. до н.э., поздний период Египта продолжал существовать, сохраняя свои особенности и традиции.
Начало XIX династии в Египте сопровождалось глубокими социальными и политическими изменениями. Доминирующая черта этого времени была децентрализация власти, что привело к распаду единой государственной системы хозяйства. Вместо этого, появились хозяйства правителей номов и связанных с ними номовых храмов, которые заняли доминирующее положение. В каждом номе создавались свои чиновничьи аппараты и армии, что дополнительно укрепляло раздробленность страны.
Но несмотря на раздробленность, время от времени Египет объединялся благодаря усилению влияния местной элиты, которая основывала собственные династии. Эти династии играли важную роль в политической и социальной жизни страны, становясь символом объединения народа.
Однако раздробленность и противоречия внутри страны привели к тому, что поздний Египет не вел завоевательных войн. Напротив, он сам становился объектом порабощения своими африканскими соседями и позднее великими державами Передней Азии. Это дополнительно усилило слабость и зависимость страны, оставившей свою власть и престиж в руках иностранных правителей.
Таким образом, децентрализация власти и раздробленность страны стали главными причинами упадка и зависимости Египта в поздний период его истории. Это было время, когда страна нуждалась в сильном и едином правительстве, способном справиться с внутренними и внешними вызовами.
Великий фараон Псамметих I, великодушный и мудрый правитель, смело сделал последнюю и роковую попытку объединить раздробленный Египет. Его стратегическим расчетом было привлечение наемного войска из греков-ионийцев, которые славились своей боеспособностью и воинским мастерством. И это решение оказалось верным — Псамметих I одержал несколько великолепных побед над соперниками-номархами, что привлекло поддержку крупнейших центров страны — Мемфиса, Гераклеополя и Фив.
Этот блестящий правитель добился заветной цели — в 665 году до нашей эры государство было объединено, и Египет воссиял во всей своей славе и могуществе. Используя мощь единого государства, Псамметих I, получив поддержку Лидии и, возможно, Вавилона, решился вытеснить ассирийцев, которые владели Египтом в течение предшествующих 15 лет. Фараон сосредоточился на укреплении оборонной мощи государства, чтобы надежно оберегать свой народ и его достижения.
Великий Псамметих I оставил свой след в истории не только как объединитель Египта, но и как мудрый и заботливый правитель, который стремился к процветанию своего народа и укреплению границ своего великого государства. Его достижения и победы будут воспеваться и передаваться из поколения в поколение, чтобы вдохновлять нас на великие дела и подвиги.
С VII века до н.э. Египет активно использовал железо в своей экономике, в основном для создания орудий труда и оружия. Однако, в отличие от других регионов, долина Нила не обладала железными рудниками и деревьями для переплавки руды. Это ограничение привело к тому, что введение железных изделий, особенно оружия, в Египте происходило относительно поздно и медленно. Однако, роль в распространении железных изделий, особенно оружия, сыграли греческие наемники, которые систематически привлекались в армию фараонов с VII века до н.э.
Одним из факторов, способствующих развитию Египта, была его торговля с Финикией и Карфагеном. Эти торговые связи позволяли египтянам получать необходимые ресурсы и товары извне, что способствовало развитию экономики и укреплению дружественных отношений.
Другим важным аспектом было размещение воинских гарнизонов в ключевых крепостях на востоке, западе и юге Египта. Это позволяло поддерживать безопасность и контроль над этими стратегическими территориями. Мощные гарнизоны обеспечивали защиту от врагов и поддерживали стабильность в регионе.
Таким образом, Египет использовал свои экономические ресурсы, торговые связи и военную мощь для укрепления своей позиции в регионе и поддержания стабильности в стране. Эти факторы играли важную роль в развитии и процветании позднего Египта.
В Греции начался процесс взаимного влияния с Египтом, который оказал огромное воздействие на обе культуры. Греческие поэты и певцы, такие как Орфей, Мусей и Гомер, отправлялись в путешествия на берега Нила, чтобы познакомиться с египетской культурой и искусством. Они приносили с собой новые идеи и техники, которые влияли на развитие египетской скульптуры. В то же время, египетские правители, такие как Псамметих I, устанавливали связи с греческими полисами и отправляли своих сыновей на обучение к грекам-колонистам. Это позволяло египтянам узнать о греческой культуре и языке, и привнести некоторые элементы в свою собственную культуру. Таким образом, искусство и культура Египта и Греции смешались и взаимно обогатили друг друга, создавая новые формы и выражения.
Египетская история, воссозданная Геродотом, основывалась на рассказах его земляков, записях египетских жрецов и собственных впечатлениях, полученных во время его путешествия в долину Нила. С его помощью стало возможным более глубокое понимание истории этой древней цивилизации.
Когда войска Александра Македонского покончили с персидским владычеством в Египте, они были встречены с восторгом и благожелательностью. Великого Александра провозгласили сыном бога Амона и украсили его голову короной египетских фараонов. Таким образом, Египет стал не только покоренной территорией, но и важным частью античного мира.
Геродот не только воссоздал историю Египта, но и сделал ее доступной для широкой аудитории. Его работы стали отправной точкой для дальнейших исследований и изучения этой замечательной цивилизации. Таким образом, благодаря его труду, мы можем более глубоко понять и оценить вклад Египта в развитие культуры и истории человечества.